Гармышева О.Г.,
преподаватель по классу скрипки
МБОУ ДО «ДШИ г. Невельска»
Роль и значение коллективного музицирования в развитии учащихся отделения раннего эстетического развития и
учащихся младших классов отделения скрипки в ДШИ г. Невельска
Слайд 1 Роль и значение коллективного музицирования в развитии учащихся младших классов и учащихся отделения раннего эстетического развития ДШИ г. Невельска
Слайд 2 Дополнительное образование детей
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития нашего региона. Оно способно влиять на качественную сторону жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Слайд 3 Учреждения дополнительного образования детей
Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии способностей, социального и профессионального самоопределения детей и подростков. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Детские школы искусств, как часть системы дополнительного образования детей, способны не только компенсировать «пробелы» общего образования, создавать условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства, но и решать социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга.
Слайд 4 Берлянчик Марк Моисеевич, известный скрипач, преподаватель, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. Автор более 150 работ по проблемам скрипичной педагогики, теории и практики подготовки специалистов музыкального искусства.
«Творческий потенциал юного музыканта следует развивать во всех направлениях, применительно к самым разным видам музыкальной деятельности».
Слайд 5 Применяемые виды, формы обучения и развития.
В современной музыкальной педагогике индивидуальный подход является одним из основных видов в обучении учащихся в классе скрипки, но и не менее важным в становлении учащегося как музыканта являются различные формы коллективного музицирования. Коллективное музицирование это не только вид и форма обучения музыке, но и разновидность исполнительской деятельности.
Слайд 6 Проблемы. В детскую школу искусств города Невельска поступают дети, имеющие разные физические данные и творческие способности, зачастую они не обладают особыми музыкальными способностями, у кого-то есть проблемы с интонированием, а кто-то слабо владеет чувством ритма или памяти.
Но даже при наличии разных природных данных, разных возможностей у учащихся, им всем необходимо помочь, заинтересовать их музыкой и игрой на инструменте. Данную тему затрагивает в своей брошюре «О методе работы с учеником» один из крупнейших педагогов в истории отечественного скрипичного исполнительства, скрипач, профессор Московской консерватории А.И.Ямпольский «В каждом необходимо найти и развивать те ценные и интересные качества, которые в нем заложены, с тем, чтобы помочь будущему музыканту обрести свое творческое лицо»[1].
Слайд 7 Коллективное музицирование. Как показал педагогический опыт, данную проблему можно решить. Считаю, что одним из эффективных путей развития способностей, творческого потенциала учащихся - скрипачей является коллективное музицирование (игра в ансамбле, оркестре).
Коллективное музицирование позволяет не только развить и приобрести профессиональные музыкальные умения и навыки, но и учит слушать и понимать друг друга, развивает чувство взаимной поддержки, чувство «локтя».
Слайд 8 Учебный план ДООП «Раннее эстетическое развитие».
В ДШИ г. Невельска приобщение к коллективному музицированию происходит с самого раннего возраста, с четырех-шести лет. С этой целью в учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие» с изучением музыкального инструмента скрипка введен предмет «Ансамбль».
Слайд 9 Коллективное музицирование. На уроках ансамбля вместе малыши изучают азы постановки рук и инструмента, учатся простейшему распределению смычка, усваивают длительности нот, паузы, учатся овладевать средствами выразительности в музыке, развивают слух, ритм, память. В связи с этим, уже на начальном этапе обучения примерный репертуарный список включает в себя аранжировки некоторых произведений с применением партий на открытых струнах, что позволяет малышам играть в большом коллективе вместе со старшеклассниками и осваивать не только азы постановки, но и решать ряд других задач.
Игра в ансамбле, наравне со взрослыми ребятами и преподавателями позволяет малышам почувствовать себя частью единого дружного коллектива.
Совместные репетиции, слушание музыки, просмотр видеофильмов, участие вместе с преподавателем в тематических вечерах и отчетных концертах отделения, беседы об истории и возможностях скрипки, о роли скрипки и струнных инструментов в оркестре объединяет и сплачивает маленьких участников коллектива.
Многие ребята, даже самые застенчивые, начинают раскрываться в ансамбле и активно продвигаются на уроках по специальности.
Уже с раннего возраста на занятиях ансамбля скрипачей воспитываются и развиваются такие качества как трудолюбие, работоспособность, ответственность за результаты совместного исполнительского творчества, чувство коллективизма, физическая и психологическая выносливость.
Слайд 10-12 Итог этой большой и сложной работы – это, конечно, участие в концертных выступлениях на сцене.
Участие скрипачей – малышей в отчетных, тематических, музыкально-поэтических, юбилейных концертах, вечерах, концертах-сказках значительно повышают заинтересованность и детей и их родителей в обучении. Успешные выступления в составе коллектива на сцене придают учащимся уверенность в собственных силах. К тому же подобные выступления очень нравятся детям, и приносят им огромную радость и удовольствие.
Слайд 13 Таким образом, чем раньше происходит приобщение ребенка к коллективным формам обучения, тем активнее и быстрее малыш начнет проявлять интерес к музыке, к своему инструменту, заинтересованность в занятиях и тем самым получит полноценное музыкальное развитие.