Профессиональная ориентация – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.
Выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование являются одним из приоритетных направлений деятельности детской школы искусств г.Невельска. Создание условий эффективного развития одаренных учащихся для дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере искусства, их эстетического воспитания, духовно-нравственного развития путем приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения является одной из главных задач образовательного процесса в школе.
Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена реализация в ДШИ дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями, одной из основных задач которых, является «выявление одарённых детей, их подготовка к возможному продолжению образования в средних и высших учебных заведениях».
Такое выявление наиболее перспективных учащихся, их ранняя профессионализация, должна происходить уже в младших классах школ искусств, что даст реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.
В Невельской детской школе искусств на протяжении многих лет проводится работа по профориентации учащихся. Это прежде всего концерты учащихся, фестивали-конкурсы, консультации преподавателей Сахалинского колледжа искусств, беседы представителей администрации школы и преподавателей с родителями. Такие формы работы на практике помогают выявлению и формированию склонностей и профессиональных интересов учащихся.
Многие выпускники Невельской детской школы искусств продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусств в разных городах, таких как Москва, Краснодар, Хабаровск, Биробиджан, Владивосток, Саратов и других городах России.
За последние годы значимыми результатами работы всего коллектива Невельской детской школы искусств в сфере профессиональной ориентации являются следующие данные о поступлении выпускников учреждения в различные образовательные организации среднего и высшего образования:
Анализ поступления выпускников 2009-2016 г.г.
МБОУ ДО «ДШИ г.Невельска» в профессиональные
учебные заведения сферы культуры и искусства
Учебный год |
Кол-во выпускников |
Поступили в профессиональные учебные заведения |
% от числа выпускников |
2009/2010 |
12 |
2 |
16,7 % |
2010/2011 |
15 |
3 |
20 % |
2011/2012 |
6 |
1 |
16,7% |
2012/2013 |
19 |
3 |
15,8 % |
2013/2014 |
12 |
2 |
16,7% |
2014/2015 |
15 |
- |
- |
2015/2016 |
7 |
3 |
42,9% |
2016/2017 |
17 |
2 |
11,8% |
2017/2018 |
32 |
4 |
12,5% |
Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали в различных возрастных категориях не только в пределах Сахалинской области, а также в городах России – Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Владивостоке, но даже за рубежом - Болгария, Китай, Япония, Южная Корея, участвуя в которых учащиеся даже младших классов имеют возможность пообщаться со сверстниками и студентами других учебных заведений, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии.
Формы учебной работы с подростками, помимо привычных аудиторных часов, включают в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии, таких как: Д.Коган, В.Абрамян, В.Боргард и др.
Наш общий долг – сохранить преемственность уникальной системы непрерывного образования в области искусства, поднимать значимость и престиж профессии педагога–музыканта. Это путь продолжительный, на многие годы.