Воспитание в музыкальном коллективе

 

…К сожалению, кривая, отражающая достигнутый уровень культуры в различных сферах жизни России, опускается, демонстрируя недостаточно высокую культуру в ряде важных сфер. Она показывает, что уровень трудовой культуры россиян выше, чем политической или экономической, а тем более эстетической или этической. В стране много высококультурных людей, но еще больше не дотягивающих до этого комплексного показателя… (http://center-yf.ru/data/stat/socialnaya-kultura.php)

Лето. Каникулы. Отпуск. С этими радостями жизни приходит и лень. Ко мне она тоже пришла (ребята не смейтесь, так иногда бывает и с педагогами). С трудом пришлось заставить себя написать о наших замечательных ребятах, о нашем оркестре ДШИ, который сейчас так же заслуженно находится на каникулах.

 

Мы давно не говорили о нашем коллективе в СМИ Невельска. И здесь есть ещё одно обстоятельство. Постоянно сталкиваюсь с тем, что многие жители нашего городка даже и не подозревают, что в нашем маленьком городе есть то, что не всегда есть даже в крупных городах. Свой ансамбль скрипачей (с 2014 г. именуемый «Детский оркестр ДШИ») со своей музыкальной историей, интересным репертуаром, имеющий свое творческое лицо. К тому же город не богат муниципальными профессиональными симфоническими и камерными коллективами (такими, как, например, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, под упр. Ю. Симонова; симфонический оркестр Мариинского театра в Санкт-Петербурге, под упр. В. Гергиева). Здесь не бьет фонтаном музыкальная жизнь, где профессиональный симфонический оркестр являлся бы постоянным культурным центром, (например, как городской камерный в Южно-Сахалинске). Следовательно, город не дает той благотворной среды, в которой мы воспитываем наших учеников-музыкантов.  Тем тяжелее воспитывать наших детей порядочными интеллектуалами, в то время как их сверстники просто ведут свободный от лишних нагрузок развлекательный образ жизни.

         

Поэтому то, что делают, с чем справляются эти ребята, заслуживает внимания, заслуживает того, чтобы об этом говорили, и говорили громче и чаще! Та среда, в которой общаются и трудятся наши дети – Оркестр ДШИ г. Невельска и Сахалинский Детский Симфонический Оркестр - это целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой молодёжи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием. Музыкальный коллектив – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрыть его способность дружить, общаться, сопереживать. Это воспитание чувства ответственности за себя и за коллектив. Как и во всяком, а тем более детском коллективе у нас есть свои проблемы, вопросы, какие-то сложные ситуации, которые надо решать вместе, сообща. Это учит детей толерантности, умению налаживать хорошие отношения.

         

Например, попадая в коллектив, многие дети после окончания очередного класса стремятся перейти в следующую партию (можно сказать, на повышение), что создает некоторые проблемы в отношениях между детьми, между ребёнком и педагогом, которые мы пытаемся преодолеть совместно с ребятами в атмосфере толерантности. Но родители подчас накаляют ситуацию, не понимая, как трудно будет ребёнку при переводе. Ведь только педагог может определить, готов ли ребенок к этому, и как правильно расставить детей в оркестре. При расстановке и распределении по группам в ансамбле и в оркестре для полноценного равномерного звучания учащихся необходимо такое распределение, чтобы в каждом голосе было равное количество продвинутых скрипачей, и более слабых, старших и младших. Учитываются и уровень обучаемости, и психологические особенности ребёнка. А немелодические, вторые, третьи голоса требуют детей с хорошей памятью. Приходится учитывать и это обстоятельство. Уважаемые родители, только преподаватели могут профессионально учесть все вышеназванные условия, и грамотно определить, кого и куда перевести. Не обижайтесь, пожалуйста, а попытайтесь понять и успокоить или убедить ребенка, если педагог не может выполнить вашу настойчивую просьбу.
        

Как и в любом коллективе, в нашем оркестре есть очень яркие личности. Это дети-солисты, постоянные участники зональных, областных и др. конкурсных выступлений, различных мастер-классов и др. программ профессионального уровня. Они активно и стремительно развиваются, и, лидируя, ведут за собой остальных ребят. Это Михаль Александра, Скоробогатова Екатерина, Макейчик Илья, Альская София, Морозова Виктория, Прокопенко Николай. Но есть и те,  без которых так же, как ни крути, невозможно существование хорошего коллектива. Эти  ребята -  надежда и опора коллектива в последние годы его  развития: Новикова Анна, Серебрякова Дарья, Иванова Ольга, Голиков Никита, Хамидуллина Валерия, Рааков Айзар, Зинченко Елизавета.

 

Года бегут, и не замечаешь, как подрастает следующее поколение, воспитанники, которых уже можно назвать достойной сменой, нашей будущей надеждой и опорой: Голиков Степан, Пак Александр, Бондаренко Дарья, Михайлова Ольга, Тертышный Глеб. Кстати сказать, Дарья Бондаренко и Глеб Тертышный уже проявили себя как ведущие нескольких крупных концертных мероприятий коллектива. Также среди подрастающей смены есть подающие большие надежды дети: Ким Дарья, Безденежных Илона, Малиманова Инна, Суворова Полина, Соколова Александра.  Инна, Полина и Александра уже небезуспешно попробовали свои силы в сольных концертных выступлениях, в профессиональных мастер-классах.

           

Как мы уже говорили, лень часто посещает нас после отдыха, и тем чаще, чем более продолжительным был отдых. Так, после продолжительных зимних и летних каникул среди детей больше всего попыток бросить музыкальную школу. Думаю, не обойдется и в этот раз. Тем более что сверстники наших учеников ещё долго будут наслаждаться красивой сахалинской осенью, а нашим ребятам уже придётся работать, готовясь к очередным гастролям, концертным мероприятиям и контрольным выступлениям.

 

Но прежде, чем поддавшись на свою материнскую жалостливость, а также на лень и хитрость ребенка, и ослабить свой родительский контроль, родители, хорошо подумайте!!! Мамы и папы, дедушки и бабушки, ведь вы постоянно пытаетесь решить для себя главный вопрос: а надо ли это мне и моему ребёнку? Не так ли?

 

С позиции человека прошедшего такой же путь обучения, а затем с позиции родителя двоих сыновей, и с третьей позиции – педагога, вырастившего и воспитавшего не одно поколение девчонок и мальчишек, с уверенностью могу ответить – НАДО!

 

Хотя бы потому, что огромное влияние системы музыкального образования на развитие интеллекта, на гармоничное воспитание личности, давно доказано наукой и нашим невельским примером - нашими дошедшими до конца обучения детьми. «Музыка - наилучший путь к жизненному успеху». Да, я не могу сказать, что все ребята были очень счастливы на протяжении своего обучения. Нет! Ведь это большой труд! А вы? Вы сами очень-ОЧЕНЬ любите трудиться? Вот вам и ответ. Мы, взрослые, не особенно трудолюбивы. Чего же мы хотим от детей? 

           

Конечно, многие из наших выпускников еще не поняли, как и от чего их уберегла эта коллективная музыкальная система, чему научила, где дала закалку характера, критическое отношению к себе, а где социальную потребность в постоянном стремлении к освоению культуры социальных отношений. Но, так или иначе, занятия искусством формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности. Стоит обратить внимание хотя бы на развитие математических способностей. Это не миф, что великий физик Эйнштейн был хорошим скрипачом, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов музыкального клуба. Когда мы играем на инструменте, приходится думать наперед, как в шахматах – на ход, на два. А постоянная игра на публике? Неважно где: будь то на концерте с коллективом перед большой аудиторией родителей и сверстников, или на экзамене на сцене перед преподавателями. Где угодно. Наше обучение поставлено так, что всё время надо играть на зрителя, выходить на сцену, выступать. А это вырабатывает характер, дисциплину, и ещё много качеств, которые пригодятся в жизни. Тому, что сцена помогает развиваться, есть немало доказательств. Представьте, ребенок выходит на сцену, и у него в голове включается компьютер, позволяющий удержать там сложнейшую программу. Билл Клинтон не уставал отмечать, что без саксофона никогда не стал бы президентом США.
            

Уважаемые родители, вы же пытались разглядеть и развить в своём 4-6-летнем ребёнке вундеркинда. Непрерывно, каждый вечер, изнемогая от усталости после работы, водили своё чадо в ДШИ, и продержались четыре, а кто и больше лет. И вдруг всё?!  Сдаёмся?! А как же ваш вундеркинд? Ведь он только начал развиваться! Ведь именно в тот момент родители собираются сдаться, когда ребенок находится уже на подходе к большим переменам и вот-вот заиграет! Мы все вместе наконец услышим, как она поёт, эта царица музыки, в руках вашего вундеркинда!

 

Извините меня родители, но да, это - преступление!

 

Конечно же, вы ждали, что свершится чудо, и ваше дитя будет с радостью бежать на занятия, хватать скрипку в любую свободную минуту. Но этого не произошло, так как вашему ребёнку неинтересна работа со сложным инструментом. А его сверстники не занимаются музыкой, и у них больше времени на отдых. Поэтому ребёнок ищет всяческие причины бросить ДШИ. А ведь в этом деле очень важен именно ваш внутренний настрой. Ребёнка часто хватает лишь на чуть-чуть… Вначале малыш мечется, хватается за всё, он не знает, что ему нужно. То ли скрипочка, то ли дудочка. Лишь позже он понимает, что надо трудиться, а ему не хочется. И вот здесь как раз и понадобится ваша помощь. Ведь его кому-то надо направлять, а лучше родителей никто с этим не справится.

 

Загляните в прошлое. В каждой дворянской семье дети с рождения обучались нескольким языкам, с самых ранних лет - этикету, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению, а также фехтованию, верховой езде. Не зря музыке учили всех аристократов: и русских, и европейских.

 

Родители, поверьте в себя! Ведь вы как никто должны понять и поддержать своих детей в этом нелёгком, но столь благодатном начинании. Никто не говорит, что это легко. Да, это сложно. Но запаситесь терпением, и вместе с ребёнком пройдите весь путь до конца. Не обязательно делать из него профессионального музыканта. Однако если ваш ребёнок владеет игрой на музыкальном инструменте, то это шаг в сторону его всестороннего развития.

 

Тем более что обучение включает в себя не только игру на инструменте. Это изучение материала, развивающего интеллектуальный и культурный уровень. Это приобщение к достижениям науки, искусства, морали и других областей духовности. Скрипка — предмет культуры. Исполненное на ней музыкальное произведение — предмет духовной культуры.  А вот изучение того, кто, как, когда, где и т.п., —  это и есть сама культура. 

 

В коллективе между занятиями на инструменте у нас обязательно проводятся беседы о композиторах и произведениях из репертуара ансамбля, оркестра и специальности, коллективные видеопросмотры мастер-классов, концертов, художественных фильмов об искусстве, где ребята знакомятся с новыми направлениями в музыке, с творческими личностями в области смежных видов искусств, учатся понимать музыку в танце, поэзии, живописи, кинофильмах и мультфильмах. На отделении проводятся  тематические концертные вечера, отчётные музыкально-поэтические концерты, концерты-сказки… Ребята учатся работать с компьютером, составляя и разгадывая музыкальные кроссворды, готовя презентации о деятелях искусств, изучают нотный редактор. Позже в старших классах  осваивают  синтезатор, а кто желает - электроскрипку и электрогитару, проводят музыкальные классические и эстрадно-джазовые мероприятия, где участвуют в изготовлении декораций, и украшении зала. Большая общая работа объединяет, учит помогать, поддерживать друг друга.
         

В концертах у нас задействованы все, без исключения, дети, обучающиеся игре на скрипке. Даже если всем не хватает ролей в сценарии, придумываем что-нибудь интересное и для массовки, чтобы никто из маленьких учащихся не чувствовал себя обделенным и несчастным. Малыши уже пытаются играть со старшими ребятами, но еще не владеющие игрой на инструменте, могут участвовать в сценарии концерта-сказки или же поют детские песенки в сопровождении ансамбля. Пение же в нашем оркестре под своё же коллективное сопровождение обязательно, оно просто необходимо для развития. Но это отдельная история.

        

После хорошей работы ребят ждут сюрпризы, коллективные чаепития со сладостями, новогодние лотерейки, а в гастрольных поездках интересные экскурсии и шопинг. И как в большой семье дни рождения участников отмечаются коллективными поздравлениями, а дни рождения коллектива большими и веселыми мероприятиями с изданием красочных буклетов с фото всех участников оркестра.

       

В общем, Лев Николаевич Толстой оказался прав: «Если хочешь, чтобы твои дети выросли хорошими людьми – научи их играть на скрипке».

 

К нам на обучение попадают разные дети. Есть в коллективе и дети, имеющие небольшие различные отклонения психического или физического плана. Иногда родители открыто говорят о своих проблемах и ждут от педагога помощи, в надежде, что музыкальное образование поможет ребенку преодолеть указанные проблемы. Вместе с тем, не все родители готовы признать это, и предпочитают умолчать, что выясняется уже в процессе работы. День за днём коллективные занятия музыкой помогают таким ребятам успешно справляться со своей проблемой, адаптируя их к жизни в обществе. Музицирование - единый психофизиологический процесс. Так, при игре на музыкальных инструментах одновременно приходится выполнять много задач – зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных.

       

За 30 с лишним лет существования коллектива он не раз обновлялся, менялся. И с каждым выпуском казалось, что всё, крах! Опускались руки, особенно после одновременного ухода четырех-восьми человек. Но подрастала смена, для неё подбирался более лёгкий репертуар, перестраивался состав исполнителей, чтобы ансамбль звучал как всегда хорошо, и публика не замечала никаких проблемных для нас перемен.

 

Но, хоть мы и уверены, что учить музыке необходимо почти всех, профессионалами становятся единицы. И это правильно. Музыка - это состояние души, призвание, и не «заболевших» музыкой там быть не должно. За последние годы выпуска прибавилось ребят, связавших свою судьбу с искусством, и поступивших в профильные учебные заведения: Марцинишена А., Сидорова С., Зайцев Г., Узеринов А., Серебрякова Д., Скоробогатова Е., Михаль А., Прокопенко Н.

 

И еще одно немаловажное обстоятельство в обучении - юным музыкантам важно ощущать ценность и значение своего кропотливого труда. И это ощущение в полной мере дарят выступления перед благодарной публикой. Это выступления на фестивалях, а ещё лучше гастрольные поездки, которые не носят соревновательный характер, и тем самым воспринимаются эмоциональным подъемом и наполнены душевной теплотой: Москва, Владивосток, Краснодар, Благовещенск, Санкт-Петербург, Болгария, Китай, Япония, Корея.  

 

Совместные проекты, своеобразные «симфонические мосты дружбы» с китайскими и корейскими детьми уже стали доброй традицией для нашего оркестра, и являются одним из проектов обмена культуры и искусства. Подобная деятельность коллективов способствует дальнейшему развитию, обогащению и процветанию культур наших стран, является важным вкладом в укрепление дружеских отношений между ними. Мы очень благодарны бывшему мэру Невельска Пак Владимиру Николаевичу за поддержку нашего коллектива и развитие международного музыкального сотрудничества с Кореей и Японией.

        

После такой очень разнообразной, насыщенной творчеством гастрольной деятельности, которая, в свою очередь, наполнена не только концертными выступлениями, но и интересным культурным досугом, экскурсиями, через несколько лет после окончания школы к нам приходят повзрослевшие девчонки и мальчишки и делятся своими детскими воспоминаниями. Выпускники не забывают нас, часто заходят, звонят, откликаются через интернет и всегда хорошо отзываются о времени, проведённом в коллективе. Спасибо вам!

 

«Я со своей девушкой был на концерте симфонического оркестра, слушал Концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Мне очень понравилось!» Или «Я хочу купить себе профессиональный инструмент» - при всём при том, что жизнь уже связана с совершенно другим видом деятельности. «Почувствовал, что мне чего-то не хватает. Сейчас играю в оркестре – хобби!» Или такой случай: через 8 лет обид и молчаний приходит устоявшаяся личность с букетом цветов. «Поступил тогда очень нехорошо, простите. Сейчас я понимаю, все было не зря!».  Или вот так «Связан с ресторанным бизнесом и подрабатываю игрой на скрипке» - хотя его из последних сил тянули, убеждали дойти до конца, и еле дошли все вместе! «У отца юбилей. Хочу сделать сюрприз, сыграть на скрипке».

 

Конечно, мы не утверждаем, что однозначно все в восторге от такой занятости в детстве. Но коллективное музицирование всё-таки пользуется у наших детей большой популярностью. Ведь это не только постоянная работа, но ещё и общение с друзьями. А на перемене - возможность померяться бутербродами, чей больше и вкуснее, пошалить с друзьями, успеть что-нибудь натворить, пока не видят преподаватели. Конечно же, такой подход к делу держит в напряжении учителей, подпортив их нервную систему, которые пытаются обуздать эту огромную весёлую компанию очень ярких и талантливых детей. И на репетиции стараются не только успеть проиграть программу до конца, но и добиться какого-то продвигающего репертуар результата.

 

Да, не все-не все дети в восторге от такой работы. Особенно страдают очень тихие и домашние детишки. А слишком неусидчивые еле-еле «доживают» до конца репетиции. Кто-то из старшеклассников считает, что петь оркестром такие детские песенки постыдно, и демонстративно бубнит и ухмыляется, во время их разучивания; кто-то думает о законном выходном (надо же, как не повезло - в «музыкалке» шестидневка); кто-то просто прогулял, так как лень; кто-то в «Сити Молле», или предпочел ансамблю отдых на велосипеде. Но пропуски, а тем более частые, сказываются в дальнейшем, так как приходится догонять и напрягать лишний раз ребенка, которому из-за этого приходится ещё сложнее. И что, захочет он учиться в музыкальной школе?  

            

Но вопреки всему, общими усилиями придя к конечному результату, наконец-то мы готовы к концерту! Оформлены декорации, выучены все произведения и песни, отрепетированы сценарные действия, танцевальные движения и улыбки, подогнаны костюмы.  Каждый чувствует свою ответственность. Как же, неужели изнурительный путь пройден зря?! Все стараются! И вот выдали! Браво!

 

После концерта очень долгое время между детьми идет обсуждение – «ВЕДЬ МЫ МОЛОДЦЫ!!! Правда, преподаватели?! А вы в нас не верили!»  Всем хорошо. А измождённым преподавателям приходится признать, что их чадушки - сплошь гении и вундеркинды.

 

Невельчане, это ВЫ не ходите на концерты нашего коллектива, или же, если вдруг попадаете, потому что вас позвал ваш хороший знакомый, у которого там ребенок на сцене блистает, и открываете для себя. – О-о,  у нас в Невельске!.. Родители, чьи дети уже выезжают на гастроли. Гордитесь своими детьми. И в России, и за рубежом часты случаи, когда зал им долго аплодирует стоя! Или же во время исполнения зритель подпевает, а еще лучше пускается в пляс!!! Вот теперь можно сказать -  ваш ребёнок вундеркинд, раз сумел зажечь. Но это стало возможно благодаря многократным упорным повторениям и заучиваниям, ежедневным репетициям. Короче, благодаря упорному труду. Банально, но факт -  без труда не выловишь и рыбку из пруда! Ро-ди-те-ли, не волнуйтесь, времени на развлечения попрыгать и побаловаться у них хватает, и это ребята делать успевают в отличие от обессиленных преподавателей.

          

Ну что, тем ребяткам, кто ушёл во взрослую жизнь, счастливого пути! Удачи вам во всём! Желаем, чтоб всё задуманное вами у вас получилось! Но не забывайте прилагать к этому усилия! Не забывайте нас! Ну а тем, кто ещё продолжит с нами творить искусство, нести культуру в массы в нашем нелёгком деле, всегда рады!

 

Не поддавайтесь искушению лени, доведите учебу до конца! Мы вас всех любим и верим в вас! Но требовать будем, а иначе как же? Поэтому, извините, если что не так.  Глядя на сегодняшних выпускников - не зря требовала, т.к. с гордостью могу сказать - у нас в оркестре ДШИ Невельска самые лучшие, самые классные дети, трудяги, сплоченные крепкой дружбой. Они даже на каникулах не могут друг без друга. Я часто наблюдаю «кучки» скрипачей и духовиков, весело вышагивающих по Невельску. И горжусь, ведь именно они долгие годы держали честь школы, города, области и, наверное, России!  

           

Уважаемые родители, взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети! Удачи вам  в воспитании вашего ребенка. И попытайтесь поверить, чудеса перестают приходить, когда их перестают ждать! Поверьте в себя и вашего ребенка. Ну а дальше…

- НЕ ВСЕГДА будет лето!!! Пора работать! Да, чуть не забыла,  международный день лени уж давно прошел (20 августа), думаю все хорошо наленились и морально подготовили себя к продолжительному учебному году. Ведь говорят, «Лень - это искусство отдыхать заранее».

Завершить хочется словами японского музыканта-философа Синити Судзуки: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце»  

    Всего доброго! С уважением, В. С. Юхманова.

Мы используем файлы cookie и аналогичные технологии для распознавания ваших повторных посещений и предпочтений, оценки эффективности рекламных кампаний и улучшения наших веб-сайтов. Нажимая кнопку «Я принимаю» на этом баннере или используя наш сайт, вы соглашаетесь на применение файлов cookie.